Хуан Мануэль ФАНХИО
Аргентина
Титулы чемпиона мира — 5 (1951, 1954 — 1957). Родился 24.06.1911, умер 17.07.1995.
Фанхио доминировал в «Формуле-1» первое десятилетие после ее официального рождения. Некоторые рекорды великого аргентинца не будут побиты никогда. К примеру этот: El Maestro (хотя у Фанхио есть и другое прозвище — El Chueco, кривоногий) выиграл 46,2 процента проведенных им «Гран-при» (24 из 52). А еще он завоевал свои пять титулов, пилотируя болиды четырех (!) разных команд. Отличительная черта Фанхио: умение попадать в нужное место в нужное время. Иногда он менял «конюшню» прямо по ходу чемпионата, если чувствовал, что это позволит ему оказаться за рулем лучшей машины. Некоторые свои победы аргентинец одержал на болидах напарников по команде — по тогдашним правилам это разрешалось в случае аварии или поломки. В общем, Фанхио был великим прагматиком в эру, когда гонки проводились практически без всяких мер безопасности и без защитного снаряжения. Далеко не каждый нынешний пилот согласился бы сесть за руль болида тех лет.
Сэр Джон Артур "Блэк Джек" БРЭБХЭМ
Австралия
Титулы — 3 (1959 — 1960, 1966). Родился 26.04.1926.
Этот авиационный механик увлекся гонками уже после Второй мировой. После чего быстро перерос домашние австалийско-новозеландские соревнований и вышел на мировой уровень — вместе с компанией-автостроителем Сooper Car. Брэбхэм не просто гонялся, но и принимал активное участие в создании и проектировании гоночных «куперов». Он непосредственно причастен к идее перенести двигатель в среднюю часть машины. Брэбхэм остается единственным пилотом в истории «Формулы-1», который стал чемпионом мира на болиде, носящим его же имя (гонки на машинах своего имени еще выигрывал Брюс Макларен, но чемпионом он никогда не был). Также Брэбхэм запомнился живописной манерой вождения на грани фола, которая нравилась публике, и своеобразным чувством юмора. Однажды, устав отвечать на вопросы журналистов про свой возраст, 40-летний на тот момент Брэбхэм вышел к стоявшему на старте болиду с приклеенной бородой и костылем.
Сэр Джон Янг «Джекки» СТЮАРТ
Шотландия
Титулы — 3 (1969, 1971, 1973). Родился 11.06.1939
«Летучий шотландец» всегда отличался деловой хваткой. Сэр Фрэнк Уильямс, создатель одноименной команды, как-то сказал о сэре Стюарте: «С момента, когда он выиграл свой последний чемпионский титул, прошло уже больше четверти века, а он по-прежнему зарабатывает на этом деньги!» Именно Стюарту современная «Формула-1» обязана своим высочайшим уровнем безопасности. В 1966 году в Спа он попал в аварию и оказался зажат в своем БРМ. Из разбитого бака вытекало топливо, а маршаллы, несмотря на угрозу пожара и взрыва, не спешили на помощь — из машины Стюарта вытащили его напарник по команде Грэм Хилл и Боб Бондюран. После этого случая Стюарт начал активную кампанию за повышение безопасности гонок. Пусть первым, кто надел на гонку нормальный шлем, был Дэн Герни, но именно после той аварии Стюарта в «Формуле-1» появились съемные рулевые колеса. И именно по его инициативе «Гран-при» обзавелись собственной медицинской службой.
Андреас Николаус «Ники» ЛАУДА
Австрия
Титулы — 3 (1975,1977,1984) Родился 22.02.1949
Вошел в историю «Формулы-1» под прозвищем Арифмометр (хотя есть еще одно — The Rat — за характерный оскал, еще усугубившийся после аварии 1976 года на старом Нюрбургринге), которое получил за ювелирное умение достигать максимального результат минимальными средствами. Его рекорд — победа в чемпионате мира-84 над Аленом Простом с разницей в пол-очка — не будет побит никогда. Лауда всегда был не только расчетлив, но и очень быстр, однако страшный пожар на Нюрбургринге чуть не оборвал не только его карьеру, но и жизнь. Любопытно, что накануне гонки Лауда пытался склонить других пилотов бойкотировать этап из-за слабого обеспечения безопасности, но у него ничего не вышло. И уже на 2-м круге «Феррари» Лауды вылетела с трассы, столкнулась с машиной Бретта Лунгера и загорелась. Гонщик несколько минут оставался в горящей машине — вытащить его смогли только подоспевшие Лунгер, Артуро Мерцарио и еще двое пилотов. Из-за сильных ожогов и отравления угарным газом Лауду впал в кому. Он перенес несколько пластических операций на правой стороне изуродованного лица и голове — и с тех пор везде появляется только в бейсболке. Но вернулся в гонки спустя всего 6 недель после страшной аварии, пропустив только два «Гран-при»! Когда он финишировал 4-м в Монце, повязки под его шлемом были пропитаны кровью. И в тот год Лауда даже мог выиграть чемпионский титул — если бы не сошел на «Гран-при Японии» из-за сильного дождя! В 1979-м австриец завершил карьеру, но в 1982-м, вернулся — из-за того, что его авиакомпании Lauda Air не хватало финансирования. И в 1984-м Лауда выиграл свой третий титул — спустя 7 лет после последней победы за рулем «Феррари».
Нельсон ПИКЕ СОУТО МАЙОР
Бразилия
Титулы — 3 (1981, 1983, 1987). Родился 17.08.1952
Гонщик, которого в середине 80-х называли чуть ли не лучшим из лучших, закончил свою карьеру невидимкой. Когда Пике в 1991-м покинул «Формулу-1», находясь в тени супердебютанта и партнера по «Бенеттону» Михаэля Шумахера, его уход мало кто заметил. Сын известного бразильского политика унаследовал от отца умение плести интриги, но дипломатии так и не освоил — финал карьеры Пике запомнился множеством инициированных им скандалов, в частности — с Найджелом Мэнселлом и Айртоном Сенной. Взлеты в карьере бразильца чередовались с провалами. В его биографии есть несколько проигранных чемпионатов — в частности, Алану Джонсу в 1980-м и Алену Просту в 1986-м. А самым ярким годом Пике стал, пожалуй, 1987-й, когда он стал чемпионом всего с тремя выигранными гонками — против семи у партнера по «Уильямсу» Найджела Мэнселла. Кстати, придя в эту команду уже двукратным чемпионом Пике был уверен, что Мэнселл, едва одержавший одну победу за пять лет в «Формуле-1», — ему не конкурент. Бразилец пренебрежительно называл напарника «английским констеблем с опилками в голове и уродливой женушкой». Однако «констебль» оказался Пике не по зубам. Он был и быстрее, и агрессивнее. В итоге после яростного соперничества с Мэнселлом в «Уильямсе» карьера Пике пошла под уклон. Наружу вылезли неприятные черты характера, он, говоря теннисным языком, начал совершать невынужденные ошибки. Тем не менее его имя останется в истории. Не только как трехкратного чемпиона, но и как первого пилота, выигравшего титул на машине с турбо-двигателем.
Ален Мари Паскаль ПРОСТ
Франция