Вот уже много лет по окончании автоспортивного сезона сильнейшие пилоты мира собираются вместе, чтобы в честном и бескомпромиссном поединке выявить самого лучшего. Мастера формульных гонок, ралли, кузовных серий и мотоциклисты сходятся на дорожках Гонки чемпионов, где все в равных условиях, а победителя называет беспристрастный секундомер.
Идея проведения подобных состязаний в конце 80-х пришла в голову известной раллистке Мишель Мутон – первоначально заезды проходили на Канарских островах, на старт выходили преимущественно представители WRC, но затем к ним присоединились и представители других автоспортивных дисциплин. Гонка чемпионов немало поколесила по миру, побывав в Париже, Лондоне, Пекине и Дюссельдорфе. В 2012-м её принимает новая страна, и это наложило отпечаток на формат состязаний.
Принцип выявления сильнейшего в каждом конкретном заезде предельно прост – гонщики стартуют одновременно по параллельным дорожкам на одинаковой технике, и тот, кто проходит закрученный хитрой спиралью круг быстрее, получает преимущество. Как правило, подобные споры проходят до двух побед, чтобы исключить влияние случайных факторов. Однако в последние годы, если спортсмены на предварительной стадии выигрывали друг у друга по разу, во внимание принимали разницу во времени.
Многие считают Гонку чемпионов не более, чем ярким шоу – однако сами пилоты с удовольствием принимают в ней участие и сражаются не на шутку. В этот раз за почетный кубок, носящий имя Трофей Хенри Тойвонена (в честь финского раллиста, трагически погибшего в аварии в 1986 году), в финале поспорят 16 человек. Но еще до этого, в пятницу пройдет азиатский «междусобойчик», по итогам которого из восьми пилотов, в числе которых значатся Карун Чандхок и Нараин Картикеян, будут выбраны четверо быстрейших.
Формула 1 будет представлена в Бангкоке своими главными звездами, приехал в Таиланд и прошлогодний триумфатор Себастьен Ожье. Однако в целом все же надо признать, что состав участников получился не настолько сильным, как в последние годы. Виталий Петров и Евгений Новиков в разное время выражали заинтересованность в участии, но в итоге Гонка чемпионов на этот раз пройдет без россиян. Впрочем, там все равно будет, на кого посмотреть.
Михаэль Шумахер (43 года, Германия, Формула 1)
Семикратный чемпион мира в дополнительных представлениях не нуждается. Немец уже шесть раз выступал в Гонке чемпионов, дважды доходил до финала в личном зачёте, но победить пока не смог. Куда больших успехов немец добился в Кубке наций – с 2007 года они с Себастьяном Феттелем не проиграли ни одного финала.
Себастьян Феттель (25 лет, Германия, Формула 1)
Если в Больших Призах немец уже три года не знает себе равных на технике Эдриана Ньюи, то его успехи в Гонке чемпионов куда скромнее. Феттель уже пять раз выходил на старт этих соревнований но всякий раз выбывал из борьбы в личном зачёте ещё на ранних стадиях. Пока его личный рекорд – выход в полуфинал.
Райан Хантер-Рей (31 год, США, IndyCar)
Чемпион главной американской формульной серии может считаться главным приобретением устроителей Гонки чемпионов. Прежде из США приезжали все больше пилоты-экстремалы или звёзды NASCAR – ни тем, ни другим отличиться толком ни разу не удалось. Теперь же Америка будет представлена спортсменом иного калибра – правда, Райану может помешать отсутствие специфического опыта.
Джейми Уинкап (29 лет, Австралия, V8 Supercar)
Еще один новичок с солидным списком побед: Джейми выигрывал главную «кузовную» серию родной Австралии четырежды за пять последних лет. Как и Хантер-Рей, Уинкап может рассчитывать только на собственные силы в личном зачете, поскольку в командном его напарником будет давно не имеющей серьезной практики ветеран Мик Дуэн..
Том Кристенсен (45 лет, Дания, Серия Ле-Ман)
Самый успешный пилот в истории соревнований на выносливость дебютировал в гонке чемпионов еще в 2001 году и с тех пор не пропустил ни единого розыгрыша. На этот раз восьмикратный триумфатор «24 часов Ле-Мана» вновь попробует покорить вершину. Пока лучший результат датчанина – два выхода в финал, в 2005-м и 2011-м. Причем год назад он остановил на стадии ½ Михаэля Шумахера, но в решиющих заездах все же уступил Себастьену Ожье.
Мик Дуэн (47 лет, Австралия, не выступает)
В списке действующих пилотов Дуэн стоит особняком. Нет сомнений, что его достижения позволяют назвать Мика звездой первой величины: пятикратный чемпион Moto GP, на пике карьеры громивший соперников направо и налево с удивительным изяществом, по праву входит в пятёрку лучших мотогонщиков за всю историю спорта. Но активную карьеру австралиец завершил еще в прошлом веке. Он дважды, в 2009-м и 2010-м, приезжал на гонку чемпионов, но не отличился даже в «ветеранском» зачете.
Дэвид Култхард (41 год, Великобритания, DTM)
Строго говоря, шотландец за всю свою автогоночную карьеру не выиграл ни одного чемпионского титула, а недавно и вовсе заявил о завершении выступлений. Но это не помешало устроителям Гонки чемпионов пригласить знаменитого пилота в Бангкок. До этого он уже шесть раз выступал в этих состязаниях и в 2008-м добрался до полуфинала.
Энди Приоль (38 лет, Великобритания, DTM)
Трехкратного триумфатора мирового Туринга впору назвать завсегдатаем Гонки чемпионов – он уже давно и успешно участвует в этих соревнованиях. На протяжении четырех лет – с 2007 по 2010-й – Энди непременно доходил как минимум до полуфинала, причем зачастую – сразу в обоих зачетах. В прошлом году он легко выиграл свою отборочную группу, но в ¼ уступил будущему победителю Себастьену Ожье. Покорить-таки заветную вершину подиума быстрый британец попробует в предстоящей гонке.
Себастьен Ожье (28 лет, Франция, WRC)
В Бангкоке не будет главной раллийной звезды – Себастьена Лёба, который побеждал в чемпионских соревнованиях уже трижды. Но год назад отсутствие прославленного эльзасца весьма успешно компенсировал его воспитанник Себастьен Ожье по прозвищу Мини-Себ. Дебютант Гонки чемпионов с места в карьер смог одержать победу. Но сможет ли он отстоять титул? С 1995 года такое удавалось пилотам всего один раз.
Роман Грожан (26 лет, Франция, Формула 1)
Год назад, впервые попробовав себя в чемпионских соревнованиях, молодой француз дошел до полуфинала командного зачета, а в личном лишь по дополнительным показателям выбыл на групповой стадии. Постольку в этих соревнованиях почти невозможно устроить аварию с другой машиной в первом повороте, у Романа есть хороший шанс проявить свои таланты.
Хорхе Лоренсо (25 лет, Испания, Moto GP)
Нынешний сезон сложился для звезды мотоспорта блестяще: во всех гонках, кроме двух, испанец поднимался на одну из двух верхних ступеней пьедестала. Логичным итогом стал титул мирового чемпиона – уже четвертый в карьере и второй в «королевском» классе. Прежде мастерам езды на двух колесах никогда не удавалось добиваться в Гонке чемпионов особенных успехов, однако у Лоренцо есть неплохие шансы изменить такое положение вещей.
Бенито Герра (27 лет, Мексика, WRC)
Первый мексиканский участник Гонки чемпионов пока выглядит темной лошадкой. В копилке пилота – несколько побед в «младших» зачетах на этапах мирового ралли и звание чемпиона Испании. Никогда прежде Герра не выступал на таком уровне, а в командных соревнованиях его напарником по «сборной Америк» будет Райан Хантер-Рей.
Уже состоялась жеребьевка. Спор в личном зачете пилоты поведут в воскресенье – заезды начнутся по круговой системе в четырех отборочных группах, а затем продолжатся уже по олимпийской вплоть до главного финала. В субботу по схожей схеме будет определена сильнейшая команда – здесь главной интригой станет противостояние Германии и остального мира. Удастся ли Михаэлю Шумахеру и Себастьяну Феттелю стать сильнейшими шестой год подряд – или все же найдется сила, готовая бросить германскому дуэту перчатку?
Парк техники в этот раз обновился в сравнении с 2011-м. В частности, из списка исключены раллийная Scoda и пара багги, зато пилоты смогут продемонстрировать своё мастерство за рулем мощной Lamborghini и японской новинки Toyota GT86. Итак, вот что мы увидим в предстоящие выходные на арене Раджамангала:
Audi R8 LMS
525 л.с., 1340 кг, задний привод
VW Scirocco
225 л.с., 1250 кг, передний привод
Gallardo Super Trofeo
570 л.с., 1300 кг, полный привод
Toyota GT86
200 л.с., 1250 кг, задний привод
ROC Car
170 л.с., 475 кг, задний привод
KTM X-Bow
240 л.с., 790 кг, задний привод
Turbo Racecar
450 л.с., 1170 кг, задний привод
В нынешнем году Гонка чемпионов отмечает четвертьвековой юбилей. Её партнёром выступает компания Red Bull, потому болельщики смогут увидеть демонстрационные заезды Себастьяна Феттеля на машине Ф1 2011 года. Конфигурация 600-метровой трассы осталась почти такой же, что использовалась на протяжении последних лет.