Кристиан Клин: «Сезон, может, и завершен, но это не означает, что закончена тяжелая работа пилотов!
Мы увидели фантастический финал в Бразилии. Мои поздравления Себастьяну Феттелю и Red Bull – на протяжении всего года они отлично поработали, и победа в чемпионате стала им наградой. Мы же были до самого конца наслаждались фантастической борьбой. И Фернандо Алонсо, и Себастьян Феттель отлично провели гонку, но, конечно, чемпион может быть только один.
Моими фаворитами в 2012-м году были Серхио Перес и Нико Хюлкенберг. Перес провел несколько сильных гонок и начал демонстрировать свой истинный потенциал. Думаю, он сможет показывать высокие результаты в McLaren, если сохранит этот настрой. Интересно посмотреть, как он справится.
Нико Хюлкенберг произвел очень хорошее впечатление. На протяжении большей части года он не был на первых ролях, но это не всегда плохо. По-моему, он постепенно смог выжать из своей машины все. Именно этого команды хотят от своих пилотов, и я думаю, что результаты Хюлкенберга показали, насколько он хорош. Он был близок к победе в Гран При Бразилии, но получил штраф в виде проезда через пит-лейн за столкновение с Хэмилтоном. Нико – один из тех гонщиков, к которым стоит присмотреться.
Само собой, с завершением сезона гонщики пропали из поля зрения. В это время года проходит много рождественских вечеринок и других мероприятий, на которые приглашены многие пилоты, в результате и них заняты практически все уик-энды. Однако это также важное время года с точки зрения физической подготовки. В период между бразильской гонкой и началом предсезонных тестов гонщики должны напряженно работать, чтобы подготовиться к 2013-м году. Из-за плотного графика сложно улучшать физическую форму по ходу сезона, поэтому работа, которой они занимаются сейчас, очень важна. Они ездят на велосипеде, бегают кроссы, плавают, занимаются различными физическими упражнениями, чтобы подготовиться к нагрузкам, которые их ждут во время двухчасового Гран При Монако.
Шея – одна из областей, которую они уделяют повышенное внимание. Шея состоит из небольших мышц, поэтому ее довольно сложно тренировать. Помню, что во время своих первых тестов в Формуле 1 я смог проехать подряд только восемь кругов: шею просто сводило. В то время я выступал в Формуле 3 и был неплохо подготовлен, но в Формуле 1 нагрузки оказались намного выше. Поверьте мне, когда пилоты вернутся за руль в феврале, им предстоит пережить болезненные ощущения, независимо от того, как много они тренировались. Однако как только они войдут в привычный ритм, все нормализуется.
Многие люди думают, что симуляторы – это большая и дорогая компьютерная игрушка, но это ошибочное мнение. Симуляторы дают невероятно реалистичную картину, позволяя проходить круги с точностью до одной десятой секунды на круге. Кнопки и переключатели на руле такие же, как на настоящей машине. Симуляторы играют ключевую роль, потому что количество тестов сейчас ограничено. Большие экраны окружают водителя на 180 градусов и создают эффект погружения в виртуальную реальность. Для молодых гонщиков это отличная возможность привыкнуть к скоростям Формулы 1, но симуляторы также полезны командам во время гоночных уик-эндов.
Обычно по пятницам ведущие команды используют тест-пилота, который работает на симуляторе на базе. Это все равно, что выпустить на трассу три машины. Часть тестовой программы, которую не успели выполнить гонщики на трассе, завершает пилот на симуляторе.
Все это типично для Формулы 1: тесты запрещены, но вместо этого команды тратят миллионы долларов на симуляторы! У Red Bull, McLaren, Ferrari и Williams фантастические базы. Мне повезло, в 2012-м я помогал Williams в работе на их симуляторе. Сейчас они занимаются его модернизацией, что должно помочь гонщикам в следующем году.
Конечно, сейчас у всех команд много работы. Вероятно, это самое напряженное время года на базах. Хотя кажется, что в Формуле 1 все замерло, я гарантирую вам, что все работают с максимальной отдачей сил. Сейчас идет финальная стадия подготовки машины для следующего сезона и подготовка к межсезонным тестам. Команды напряженно работают, чтобы успеть все сделать вовремя. Обычно свободное время в рождественские дни зависит от того, идет работа над машиной в соответствии с графиком или нет. На протяжении всего этого периода гонщики находятся в тесном контакте с командой, чтобы быть в курсе, как продвигается эта работа.
В конце хочу сказать несколько слов о своей бывшей команде HRT. Хотя в 2012-м она сильно отличалась от той, в которой я выступал, все равно жаль, что они закрылись. Невероятно трудно бороться за последние позиции: Caterham, Marussia и HRT было очень тяжело. Плохо, когда команды уходят из спорта, поэтому жаль, что HRT больше не будет выступать в чемпионате.
Надеюсь, вы вместе с семьями хорошо проведете зимние праздники. Отдыхайте, но будьте осторожны на дорогах! Надеюсь, в 2013-м я смогу вновь делиться с вами своими мыслями!»