Американская марка «Форд», будучи одним из крупнейших автопроизводителей в мире, активно участвовала и в различных дисциплинах автоспорта. Кольцевые гонки, дрэг-рейсинг и, конечно же, ралли. Автомобили с голубым овалом на решётке радиатора стали одним из символом успеха, в том числе и в классическом ралли, добившись множества побед - «Форды» пилотировали многие знаменитые гонщики, но, увы, титулов американский концерн завоевал немного. Отчасти это, наложившись на тяжёлую экономическую ситуацию, подтолкнуло компанию к закрытию заводской команды в WRC. 2012 год стал последним для коллектива в мировом первенстве.
Среди всех производителей автомобилей «Форд» обладает одним из самых богатых исторических наследий в ралли. Европейской подразделение марки в середине 60-х блистало в чемпионате Европы, а после создания в 1973 году чемпионата мира по классическому ралли WRC было принято решение выйти на новый уровень.
В 1979 году, спустя шесть лет после дебюта в WRC, «Форд» завоевал первые титулы: команда стала чемпионом в зачёте производителей, а шведский раллист Бьорн Вальдегорд стал первым в истории чемпионом мира по ралли в личном зачёте (в 1977-1978 разыгрывался Кубок ФИА для пилотов ралли) - победу пилоту принёс Ford Escort RS1800, хотя пару гонок сезона-1979 Вальдегорд проехал на Mercedes 450 SLC. Вице-чемпионом стал напарник Бьорна финн Ханну Миккола.
Следующий успех пришёл в сезоне-1981, когда прославленный финн Ари Ватанен стал сильнейшим в мире раллистом за рулём Ford Escort RS1800. Впрочем, с 1980 по 1984 сезоны включительно «Форд» официально не выставлял свою команду в WRC, сосредоточившись на развитии оказавшегося не очень удачным автомобиля Ford Escort RS 1700T. Так что победа Ватанена была одержана в составе команды David Sutton Cars, а не официального заводского коллектива американской марки.
В 1985 году «Форд» также не выступал с заводской командой - пришла эпоха суперкаров Group B, так что, закрыв в сезоне-1983 проект Ford Escort RS 1700T, коллектив сосредоточился на работе над Ford RS200 - ему предстояло бороться с такими серьёзными соперниками как Audi Quattro S1 и Peugeot 205 T16.
«Форд» вернулся в WRC в 1986 году, однако сезон оказался неудачным. Шведские раллисты Стиг Бломквист и Калле Грундел проехали всего четыре этапа - на домашнем Ралли Швеции, дебютной гонке Ford RS200, Грундел приехал на подиум, однако на Ралли Португалии Йоаким Сантуш вылетел с трассы и насмерть сбил трёх зрителей, что вынудило «Форд» снять свои машины с гонки. Калле стал пятым на Ралли Великобритании, но уже в 1987 году техника Group B оказалась под запретом из-за трагедии финна Хенри Тойвонена на Ралли Корсики...
В 1987 году «Форд» подготовил полноприводную модель Ford Sierra XR4x4 - машина получилась не очень мощной, но «цепкой», а её преемница заднеприводная Ford Sierra RS Cosworth по мощности не уступала соперникам, но обладала нехваткой сцепления на гравийных трассах, которые доминировали в те годы в WRC. Ни Дидье Ориоль, ни Карлос Сайнс со Стигом Бломквистом ничего не могли противопоставить своим оппонентам в сезонах-1978/88.
В 1989-1990 годах «Форд» выставлял Sierra RS Cosworth и Sierra RS Cosworth 4x4 только на отдельных этапах чемпионата мира. Протянув 1991-1992 годы, Sierra RS Cosworth 4x4 окончательно сошла со сцены, уступив место модели Ford Escort Cosworth в 1993 году. С этой машиной «Форд» понемногу начал возвращаться в группу лидеров, а за предыдущие годы лучшим результатом команды стало вице-чемпионское звание в зачёте производителей сезона-1988.
По ходу чемпионата 1994 года американская марка активно развивала свою новую модель - Бруно Тири, итальянец Мики Биазон, Франсуа Делекур, Ари Ватанен, Томми Мякинен делали всё, что в их силах, смогли выиграть несколько этапов, но за титул побороться не сумели. В сезоне-1995 «Форд» официально не выступал в WRC - расходы на участие в Формуле-1 и британском туринге BTCC привели к сокращению бюджета раллийной команды и честь голубого овала в том году защищал коллектив из Бельгии R.A.S. Sport.
Ни одной выигранной гонки и постоянное прозябание на вторых ролях при невероятных расходах не устраивали «Форд», но и покидать чемпионат мира такому крупному автопроизводителю не хотелось, а потому был найден компромиссный вариант - сократив финансирование, команда была передана в руки компании M-Sport, руководил которой британский гонщик Мальколм Уилсон, ранее и сам пилотировавший раллийные «Форды».
Сезон-1996 «Форд» проехал ещё в статусе полноценной заводской команды, однако ни испанец Карлос Сайнс, ни француз Франсуа Делекур, ни швед Стиг Бломквист, ни бельгиец Бруно Тири и другие пилоты не смогли помочь коллективу завоевать титулы.
В 1997 году бразды правления раллийной программой «Форда» в свои руки взял Уилсон - частный коллектив продолжил развивать доставшуюся ему модель Ford Escort WRC. Цвета команды защищали всё тот же Сайнс, ассистировали которому немец Армин Шварц и финн Юха Канккунен, однако пара побед на этапах при стабильных финишах на подиуме вновь не обернулись победой ни в личном, ни в командном зачётах.
По окончании сезона-1998 на покой ушла модель Escort, более 30 лет выступавшая в WRC, но последний чемпионат принёс легендарной машине только несколько подиумов. О титуле речи не могло и быть, но в «М-Спорт» надежды связывали с новым Ford Focus WRC и приходом в команду шотландца Колина Макрея.
Все гонки года проехал лишь Макрей, а вторую машину команды пилотировали то француз Симон Жан-Жозеф, то норвежец Петтер Сольберг, то швед Томас Радстрём. Колин выиграл два ралли, но проблемы с надёжностью Focus WRC не способствовали борьбе за чемпионство.
Второй год для Ford Focus WRC в составе «М-Спорт» провели Макрей и Сайнс - им удалось занять третье и четвёртое места по итогам чемпионата, а «Форд», при поддержке Сольберга, итальянца Пьеро Лиатти и финна Тапио Лаукканена стал вторым среди марок.
В 2001 году «Форд» был близок к двойной победе, однако Макрей, лидируя перед финальным этапом, Ралли Великобритании, сошёл на первом допе, что позволило взять титул британцу Ричарду Бёрнсу на «Субару», а «Пежо» смог отнять у американской марки титул в зачёте производителей. Британец Марк Хиггинс и итальянец Пауло Андреуччи, выступавшие вместе с Делекуром на отдельных ралли, не смогли набрать достаточное количество очков для победы среди команд...
Сезон-2002 за «М-Спорт» проводили Макрей, Сайнс и новобранец команды эстонец Маркко Мартин, а также бельгиец Франсуа Дюваль и британец Марк Хиггинс, стартовавшие на некоторых этапах. Чемпионат завершился для команды неудачно, хотя пилоты и одержали несколько побед, но титулы были упущены в очередной раз.
В 2003 году из «Форда» ушли Колин и Карлос, а потому «М-Спорт» решил сделать ставку на Мартин и Дюваля, оруженосцами которых сделали финнов Микко Хирвонена и Яри-Матти Латвалу. Кроме того команда подготовила обновлённый Ford Focus RS WRC 02/03 - коллектив выиграл два ралли, несколько раз поднимался на подиум, но от победы в чемпионате оказался далёк.
Неожиданно в 2004 году все этапы WRC проехали Мартин и немец Энтони Вармбольд, а Дюваль и финн Янне Туохино отметились лишь разовыми гонками в составе «М-Спорт». Очередное обновление Ford Focus RS WRC 03/04 принесло Маркко три победы и несколько подиумов, а его напарники завоевали несколько призовых мест и энное количество очков. Эстонец по итогам года стал третьим в личном зачёте, а «Форд» стал вторым среди марок.