Впервые за долгие годы мир узнает нового чемпиона мира по классическому ралли. А может и не узнает, но в любом случае сезон-2013 станет самым интересным годом WRC за последние десятилетие, а то и больше. Причиной тому - серьёзные перестановки в составах заводских команд, обновление парка гоночной техники и определённые перемены как в регламенте, так и в организационных аспектах мирового первенства. С них, пожалуй, и начнём обзор WRC-2013.
Самая главная новость - появление нового промоутера чемпионата. После того как банкротство Convers Sports Initiatives (CSI), чьей дочерней фирмой является North One Sport, ранее занимавшаяся WRC, стало делом завершённым, Международной автомобильной федерации ФИА приходилось заниматься вопросом организации каждого этапа отдельно, параллельно занимаясь поиском нового промоутера WRC. Сделать это удалось не сразу, но из нескольких кандидатов был выбран самый достойный по мнению ФИА и гоночной общественности. Отныне мировым ралли занимается компания Red Bull House Media, которая вместе с Международной автофедерацией нацелена не на краткосрочное сотрудничество, а на длительные отношения, направленные на развитие ралли. Начинание, безусловно, благое.
С новым промоутером будет работать и новый хронометрист гонок. Бывший официальный поставщик оборудования для хронометрии WRC компания Stage One Technology, работавший с NOS, вместе с North One Sport покинул чемпионат мира, а его место займёт испанская фирма Sistemas Integrales de Telecomunicacion (SIT), контракт с которой подписан на один год.
Что касается спортивного и технического регламента, то в сезоне-2013 на смену привычным младшим зачёта SWRC и PWRC придут категории WRC-2 и WRC-3, где будут гоняться автомобили так называемой Group R - она объединит технику Super 2000, Group N Production Cars и World Rally Championship Academy. Полноприводные автомобили Group R и Group N будут бороться в первенстве WRC-2, моноприводные машины Group R попадут в класс WRC-3, а молодёжный монозачёт FIA WRC Academy получит новое, но уже известное имя FIA Junior World Rally Championship.
В 2013 году уже не будут омологироваться новые машины Group A и Group N, их постепенно будут заменять техникой Group R. Изменятся и правила участия в зачёте производителей.
Так, в топ-классе WRC все команды, зарегистрированные в статусе производителя, обязаны проехать полный чемпионат (13 этапов) минимум с двумя экипажами на каждом ралли - набирать очки в личный зачёт и Кубок конструкторов пилоты будут на всех этапах, где они стартовали.
Коллективы, не заявленные как производители, обязаны стартовать минимум в семи гонках и как минимум на одном этапе вне Европы - выставлять можно как одну, так и две машины. Команды также могут набирать очки в зачёт производителей, но с условием, что техника пилотов полностью соответствует машинам, на которых выступают гонщики «заводских» команд.
В чемпионате WRC-2 команды, выставляющие автомобили классов R5, R4, Super 2000 и N4, обязаны проехать как минимум семь гонок, а в зачёт по итогам сезона пойдут только шесть лучших результатов. Наказания за пропуск этапов, кроме обязательных семи, не предусмотрено. При этом для пилотов на автомобилях Production разыграют отдельный титул в FIA Production Car Cup, а для гонщиков на «Мицубиси» и «Субару» будут введены отдельные монозачёты.
Для участников WRC-3 на технике зачёта R1, R2 и R3 обязательны к участию минимум шесть гонок из календаря, а по окончании чемпионата будет учитываться лишь пять лучших финишей. Точно также не будет санкций за пропуск «необязательных» гонок. При этом ни в WRC-2, ни в WRC-3 можно не выезжать на гонки за пределами Старого Света.
Участвовать в FIA Junior World Rally Championship смогут гонщики в возрасте до 26 лет, а бороться за титул им предстоит на шести этапах сезона - Ралли Португалии, Ралли Греции, Ралли Финляндии, Ралли Германии, Ралли Франции и Ралли Испании. Чемпионом станет тот, кто наберёт больше всего очков по итогам пяти гонок.
Для гонщиков WRC продолжит действовать ограничение в три двигателя на сезон, что в свете довольно высокой надёжности машин не выглядит проблемой, но вот максимальное количество покрышек на этап будет снижено с 35 шин до 28. Резину, как и прежде, будет поставлять французский «Мишлен» и китайский DMACK, причём этот концерн расширяет своё присутствие, оказывая поддержку большему числу пилотов, чем год назад.
Что до этапов WRC, то их как и в 2012 году будет 13 - сезон-2013 стартует в январе на Ралли Монте-Карло, а завершится в ноябре итоговым Ралли Великобритании. Среди замен - плановое чередование Ралли Новой Зеландии, уступившего нынче Ралли Австралии, а в остальном всё то же самое. Ралли Швеции в этот раз частично пройдёт в Норвегии, затронув часть этого скандинавского государства. На Ралли Мексики пилотов ждёт серьёзно обновлённый маршрут гонки.
Раллийные этапы в Португалии, Аргентине, Греции, Италии (перенесено с октября на июнь), Финляндии, Австралии, Франции существенно не изменятся, не учитывая удлинения допов. Ралли Испании стало предпоследней гонкой сезона, а Ралли Великобритании, после безуспешной попытки повысить посещаемость за счёт проведения в сентябре, вновь станет ноябрьским финалом WRC. А вот Ралли Германии стартует в Кёльне, после чего пилотам придётся в боевом режиме переместится в Трир, где на привычных допах и пройдёт основная часть гонки.
Пожалуй, главное изменение в новом чемпионате — это уход двух заводских команд. «МИНИ» свернула заводскую программу, оказавшись без поддержки концерна «БМВ», но команду лихорадило с самого начала, так что её кончина была лишь делом времени.
Однако британская фирма «Продрайв» продолжит доработку хэтчбека MINI John Cooper Works WRC и готова выставлять машины на этапы мирового ралли, если клиенты будут оплачивать аренду.
Та же история и с коллективом «Моторспорт Италия», отнявшим статус заводской команды «МИНИ» у «Продрайва», но потерявшим его в конце сезона-2012 - британские машины будут готовиться к гонкам и сдаваться в аренду. Впрочем, под новым именем Lotos Team WRC «Моторспорт Италия» готовится провести весь сезон-2013 с поляком Михалом Косцюшко, что вместе с разовыми выездами других клиентов «МИНИ» позволит с уверенностью говорить, что легендарная марка останется в мировом ралли.
Раллийный «Кантримен» в умелых руках быстр, развитие автомобиля продолжается, так что с сильным гонщиком за рулём MINI John Cooper Works WRC ещё может блеснуть как на отдельных допах некоторых этапов, так и, чем чёрт не шутит, на иных ралли в целом.
Нет ни единого сомнения в том, что блистать продолжат хэтчбеки Ford Fiesta RS WRC, хотя американский концерн также по окончании чемпионата 2012 года свернул заводскую программу в ралли. Сославшись на тяжёлую экономическую обстановку в мире и в очередной раз упустив титулы, «Форд» покинул WRC, как делал это уже однажды. Однако британский коллектив «М-Спорт», ведомый Мальколмом Уилсоном, продолжит готовить «Фиесты» разных классов, модернизировать автомобиль и выставлять машины в WRC.
Команда с претензией на чемпионство у «Форда» осталась, разве что у неё полностью поменялись пилоты и, что самое главное для российских поклонников классического ралли, в числе реальных претендентов на титул в WRC есть и российский гонщик. Впрочем, о составах команд, трансферах и новичках - в заключительной части нашего превью сезона-2013.