Кристиан Клин: «Через две недели начинаются тесты – это очень важное время для команд Формулы 1, и все ждут старта первой сессии, от конструкторов машин и гонщиков до механиков.
Также это первая возможность понять, как ведет себя новая машина, и уже после нескольких кругов команды, как правило, знают, к чему им готовиться в будущем. Если шасси получилось удачным, у коллектива отличное настроение, а если к машине сразу возникают вопросы, значит, всех ждет много работы, связанной с ее доводкой, и так будет продолжаться до конца сезона.
Я всегда считал, что хорошей можно считать машину, которая отличается стабильным поведением задней части шасси. Уже после нескольких кругов по тестовой трассе, если она ведет себя стабильно и предсказуемо, я начинаю доверять технике и с оптимизмом думать о предстоящем сезоне. Если же "корма" работает нервно, обычно это говорит о недостатке прижимной силы: некоторых гонщиков устраивает несколько нервная машина, некоторых нет.
Например, Марк Уэббер и Себастьен Бурдэ, вместе с которым я выступал в составе заводской команды Peugeot, предпочитают, чтобы задняя часть была стабильной, тогда как Себастьян Феттель вполне справляется с машиной, даже если она не столь уверенно стоит на трассе. Феттель с успехом адаптируется к машинам, которые могут вести себя по-разному, в отличие от Марка, и иногда разница в их результатах может достигать 0,5 секунды на круге. Поэтому столь важны предсезонные тесты: у гонщиков есть возможность настроить машину под свой стиль.
На тестах команды проверяют настройки двигателя и аэродинамики, чтобы удостоверится, что результаты на трассе соответствуют расчетам, полученным в аэродинамической трубе. Тест-пилоты тоже могут получить возможность сесть за руль, чтобы сравнить реальные ощущения с полученными на симуляторе.
Я думаю, что Ferrari поступила разумно, подписав контракт с Педро де ла Росой. Он опытнейший профессионал и очень хороший тест-пилот. Полагаю, в основном испанец будет работать на симуляторе, а не за рулем гоночной машины, но не удивлюсь, если на зимних тестах он проедет какое-то количество кругов по трассе. В дальнейшем это позволит ему более продуктивно помогать команде в ходе гоночных уик-эндов.
Интересно, что Force India и Caterham до сих пор не назвали составы команд. Похоже, в Caterham наблюдается какая-то суета, но, думаю, это объясняется тем, что идет торг. Это подтверждается поступком руководства Marussia, отказавшегося от услуг Тимо Глока по финансовым причинам, а ведь он очень талантливый парень.
Думаю, Хейкки Ковалайнен – лучший гонщик из всех, кто сейчас ищет работу, за ним в этом рейтинге я бы расположил Глока, но ни у кого из них нет спонсорской поддержки, которая, похоже, есть у конкурентов. А ведь Хейкки – настоящий мастер квалификаций, он регулярно опережал Ярно Трулли, когда выступал с ним в одной команде, хотя по субботам итальянец обычно был очень быстр.
Команды должны принимать кадровые решения, исходя из результатов гонок, а у Ковалайнена и Глока с этим все в порядке. Если бы я был руководителем команды, я бы без колебаний оставил любого из них еще на сезон.
В Force India несколько иная ситуация. Пол ди Реста уже довольно опытный гонщик и в состоянии стать лидером команды, поэтому она может пойти на риск и пригласить молодого пилота. Похоже, большего всего шансов у Адриана Сутила, но, по-моему, это было бы шагом назад. Мне бы хотелось, чтобы свой шанс получил Жюль Бьянки. Будет жаль, если этого не произойдет, ведь у него большой потенциал, тем более, его поддерживает Ferrari.
Но сейчас даже за деньги сложно получить место в команде Формулы 1, поскольку возможностей совсем мало, и это настоящая проблема для молодых гонщиков. Многим пилотам не удается пробиться в Формулу 1, поскольку у них либо кончаются деньги, либо они пытаются найти места в командах в неподходящий момент.
Ф1 стала чересчур дорогой, и многие талантливые гонщики остаются за бортом чемпионата, потому что есть люди, кто в состоянии заплатить командам. Если за вами не стоят спонсоры, или если вы не входите в молодежные программы, подобные тем, которые существуют в Ferrari или Red Bull, у вас практически нет шансов. Но даже такие программы – это еще гарантия. Немало примеров, когда команды выбирают более медленных гонщиков, если у тех есть деньги».