В рамках шоу «Linha de Chegada» бразильской телекомпании Globo этот вопрос задали двум чемпионам – Нельсону Пике-старшему и Найджелу Мэнселлу...
Найджел Мэнселл: «С 80-х очень многое изменилось. Сейчас по ходу сезона проводится больше гонок, а машины стали гораздо надёжнее – у гонщиков хорошие шансы добраться до финиша. В наше время они были не так надёжны, а если вы вылетали с трассы, то вернуться в борьбу было очень непросто.
Когда мы с Нельсоном боролись на трассе, каждый год кто-то из гонщиков погибал или получал травмы, на трассах не было широких зон безопасности, как сейчас, да и машины стали гораздо безопаснее – сегодняшний уровень можно назвать фантастическим!
При этом борьба стала менее острой, правила изменились – с помощью DRS достаточно легко обгонять, а в наше время порой одна ошибка при переключении ручной коробки передач отделяла поражение от победы.
У нас было три педали, и если вы ошибались с числом оборотов, мотор мог заглохнуть. При этом и мощность двигателя была выше – управлять машиной было очень непросто, и я думаю, что некоторые сегодняшние гонщики не так сильны физически, как пилоты прошлых лет. С другой стороны, у них появилось новое оборудование для подготовки – симулятор.
Философия чемпионата изменилась. Тогда было невозможно представить, что кто-то проведёт 180 или 200 Гран При, а завершивший недавно карьеру в Формуле 1 Рубенс Баррикелло провёл больше трёхсот гонок».
Нельсон Пике: «Уровень сегодняшних гонщиков очень высок, в этом нет сомнений, но тогда и сама профессия была несколько иной – мы гораздо больше участвовали в работе с машиной, более плотно сотрудничали с инженерами.
Телеметрии ещё не существовало, мы должны были сами оценивать поведение машины на трассе и точно комментировать его для команды. Сегодня перед пилотами стоят иные задачи – нужно просто выехать на трассу и проехать семьдесят кругов без ошибок – этого достаточно. Если вы в состоянии это сделать, всё получится.
В наши времена не было и симуляторов, мы знакомились с трассами в младших сериях – изучали их конфигурацию в Формуле 3, а к моменту перехода в Формулу 1 уже отлично знали, чего ждать».