Если декабрь в автоспортивном мире традиционно становится временем итоговых материалов и интервью с экспертами, то как при выборе кандидата на такое интервью пройти мимо Алексея Попова? В представлениях комментатор «России 2» не нуждается, так что предлагаем сразу перейти к вопросам и ответам.
— Алексей, минувший сезон подарил нам увлекательную борьбу за титул: несмотря на завидное упорство Алонсо и скорость «Макларена», чемпионом всё же в третий раз стал Феттель. Справедлив ли такой итог?
— Очень странное понятие применительно к спорту — справедливость! Я бы вообще не формулировал в таких терминах. Кто выиграл титул — тот и чемпион. Остальное — лирика...
— Союз «Феррари» и Алонсо, несмотря на все усилия испанца, пока не приносит желаемых плодов. Хэмилтон, не сумев вернуться на вершину с «Маклареном», решился на переход в «Мерседес». Надолго ли хватит терпения у Фернандо и способен ли он на подобный шаг?
— Думаю, хватит надолго. Он не раз говорил, что закончит свою карьеру в «Феррари», а в Маранелло отвечают испанцу взаимностью. Что до плодов... Дважды (из всего трёх лет) почти принесло, заметьте, так что не всё так плохо, как следует из вашего вопроса (улыбается).
— Как ни стараются федерация и соперники притормозить «Ред Булл», «быки» вновь взяли оба титула. Страдают от всевозможных ограничений и другие команды - едва ли не каждая интересная новинка тут же попадает под запрет. Как вы относитесь к настолько жёсткому техническому регламенту?
— Позитивно. Более того — я бы ужесточал и ужесточал. В споре машины и человека я всегда на стороне человека. Хотя бы потому, что пусть и на скромном любительском уровне, но побывал на месте этого человека. И считаю, что все должны иметь право на более-менее равные условия. Зазоры в полсекунды (про большее и вовсе молчу) только из-за техники — это унизительно для пилота...
— В этом году удивили многие пилоты команд из середины пелотона. Кого из середняков, «выстреливших» в прошедшем сезоне, вы выделили бы особо?
— Назвать середняками пилотов команд-середняков — это в высшей мере несправедливо. Надеюсь, это лишь фигура речи! (Улыбается.) А так — хорошее впечатление на меня произвёл Пастор Мальдонадо. Серхио Перес. Даже столь раздражающий многих Роман Грожан. Но лучшим тут, на мой взгляд, был Нико Хюлькенберг. В конце сезона — так вообще без вариантов!
— Один из них - Перес - вытянул счастливый билет в виде контракта с «Маклареном», однако выступления мексиканца в концовке сезона заставили усомниться в правильности выбора. Готов ли Серхио к борьбе за лидерство?
— Ответ сможет дать только будущее. Если по первой части сезона — то готов однозначно. Если по второй — то это вообще не уровень «Макларена». Тут можно сколько угодно заниматься гаданием на кофейной гуще, но вспомните приход в ту же команду самого Баттона. Казалось, что Льюис не оставит от свежеиспечённого чемпиона и камня на камне, но Дженсон выступил более чем достойно. Теперь очередь доказывать — уже у Серхио.
— Были в минувшем сезоне и неожиданности со знаком «минус». Что (или кто), на ваш взгляд, является главным разочарованием чемпионата-2012?
— Ох, сколько тут всего. И провал Уэббера после середины первенства. И Масса, который едва не поплатился местом в команде. И надёжность и работа на пит-стопах «Макларена» которая привела к третьему месту в Кубке и к четвёртому с пятым — в личном зачёте. А «Мерседес» и эпопея с Шуми? А тот факт, что «Кэйтерэм» так и не сократил отставания от средней зоны пелетона...
— Ужесточение системы наказаний - шаг в верном направлении или вам больше по душе опасные, но красивые и захватывающие сражения за позиции? Некоторые решения судей - к примеру, штраф, полученный Мальдонадо в Венгрии за контакт с ди Рестой, - выглядели довольно странно.
— Я за ужесточение наказания намеренно грубых действий. Но тот факт, что судьи действительно некоторых судили с особым усердием, — это перебор. Факт, приведённый вами, как раз ложится в этот самый перебор. Тут явно наказывают конкретного человека. Главное, чтобы не перегорел после этого. Бойцы нужны! Ф-1 не должна становиться пресной.
— Несмотря на очень неплохой в целом сезон в Caterham, Виталий Петров пока остаётся без контракта на следующий год - и руководство команды торопиться с решением, похоже, не собирается. Нет ли опасений, что данная ситуация может не лучшим образом сказаться на подготовке россиянина к сезону-2013?
— Увы, ему не привыкать. Каждое межсезонье — одинаковая нервотрёпка. Главное, чтобы в итоге было всё хорошо с местом. Очень бы не хотелось вынужденной паузы в карьере...
— На старт нового сезона не выйдет «ХРТ»: выставленная на продажу команда так и не нашла нового хозяина. Николай Фоменко признался, что раздумывала и всё ещё раздумывает о целесообразности продолжения выступлений в Ф-1 и «Маруся». Как удержать в чемпионате маленькие команды? Быть может, имеет смысл провести реформу очковой системы с учётом интересов аутсайдеров?
— Думаю, тут дело не в очках. Просто Мосли несколько обманул команды-новички с бюджетным потолком. Они пришли, нацеленные на один уровень трат. Потребовался другой, а все, буквально все конкуренты, на деле тратят чуть ли не в разы больше. Да ещё и глобальный кризис не способствует поиску спонсоров. Когда же те находятся, — то спешат к богатым и успешным командам. Делая их, соответственно, ещё богаче и успешнее. А «малышей» — на их фоне, — наоборот...
— Напоследок вопрос не про Формулу-1. Сезон-2012 более чем удачно сложился для некоторых наших соотечественников: Даниил Квят блистал в двухлитровой Формуле «Рено», Евгений Новиков провёл прекрасный сезон в мировом ралли, заявил о себе в Европе Сергей Сироткин... Как вы оцениваете сезон для россиян в целом?
— В целом — прекрасно. Всё успешнее и успешнее. Виталик формально и не взял очков, но реальный прогресс не виден разве что слепым. Женя Новиков просто выводит наше ралли на другой уровень и, дай бог, чтобы оно так и продолжалось.
Ну а Даня Квят и Серёжа Сироткин — это реально наше будущее. И очень хорошо, что их в этом поколении двое, очень хорошо, что они хоть и заочно, но соперничают. Такая здоровая конкуренция сделает обоих ещё сильнее. И реально надеюсь, что приведёт обоих в Ф1 уже буквально через пару лет!